Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу «Информатика и ИКТ»
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, письменная контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на ЭВМ и зачеты (в старших классах).
3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.
Практическая работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ЭВМ, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится, если ученик:
• Четко знает традиционное аппаратное и программное обеспечение и умеет применять основные его виды для решения типовых учебных задач, овладел умением создавать простейшие программы на языке высокого уровня, знает основные алгоритмические конструкции, используемые при построении алгоритмов, понимает роль информатизации и компьютеризации современного общества;
• Дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе информатики терминологии;
• Ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при работе с программными продуктами, которые легко исправляет по требованию учителя;
• Ответ логичен, последователен, технически грамотен.
Оценка «4» ставится, если ученик:
• Овладел программным материалом, ориентируется в программных продуктах с небольшим затруднением, но знает основные принципы работы с ними;
• Дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
• При составлении программ, алгоритмов и блок-схем допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью учителя,
Оценка «3» ставится, если ученик:
• Основной программный материал знает нетвердо, но большинство изученных понятий и обозначений усвоил;
• Ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
• Алгоритмы и блок-схемы читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
• Обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
• Ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
откзался от ответа
Критерии оценки знаний и умений учащихся при обработке текстовой информации
Оценка «5» ставится, если учащийся:
• Умеет грамотно набрать, отформатировать текст (в том числе умеет
форматировать табличный текст);
• Вставлять и форматировать рисунок;
• Проверять и настраивать проверку орфографии;
• Осуществлять замену слов;
• Применять рациональный алгоритм копирования фрагментов текста;
• Подготовить текст к печати;
• Сохранить файл в нужном формате.
Общий объем выполненного задания не менее 90%.
Оценка «4» ставится, если учащийся испытывает небольшие затруднения:
• При форматировании таблицы;
• При форматировании рисунка:
• Настройке и проверке орфографии.
Общий объем выполненного задания не менее 80%.
Оценка «3» ставится, если учащийся испытывает существенные затруднения:
• При форматировании текста;
• При форматировании таблицы;
• При форматировании рисунка;
• Применяет не рациональный алгоритм копирования текста;
• Допускает ошибки при сохранении файла.
Общий объем выполненного задания не менее 60 %.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
• Не умеет работать с текстовым редактором.
отказывается от выполнения задания
Критерии оценки практических работ обработке числовой информации
(Электронные таблицы)
Оценка «5» ставится, если:
• Правильно выбран метод решения задачи;
• Правильно применены абсолютная и относительная адресация;
• Красиво оформлена таблица, в которую вносятся данные задачи;
• Верно выбран тип диаграммы или графика;
• Грамотно оформлена диаграмма или график;
• Правильно использованы основные функции.
Оценка «4» ставится, если:
• Допущены ошибки в применении типов диаграмм или графиков;
• Допущены ошибки при определении общих понятий.
Оценка «3» ставится, если:
• Правильно выбран метод решения задачи;
• Допущены ошибки в применении абсолютной и относительной адресации.
Оценка «2» ставится, если:
• Отсутствует решение задачи.
обучающийся отказался от решения задачи.
Оценка контрольных и самостоятельных работ по теоретическому курсу
Оценка «5» ставится в следующем случае:
— работа выполнена полностью;
— при решении задач сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно записаны исходные формулы, записана формула для конечного расчета, проведены математические расчеты и дан полный ответ;
— на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком с соблюдением технической терминологии в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
— работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки: правильно записаны исходные формулы, но не записана формула для конечного расчета; ответ приведен в других единицах измерения.
— ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
— учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
— работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности; пропущены промежуточные расчеты.
— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
— умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
— работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
— учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Для письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию:
— оценка «5» ставится, если:
— работа выполнена полностью;
— в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
— в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
— оценка «4» ставится, если:
— работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
— допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
— оценка «3» ставится, если:
— допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
— оценка «2» ставится, если:
— допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
— оценка «5» ставится, если:
— учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
— работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
— оценка «4» ставится, если:
— работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
— правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
— работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
— оценка «3» ставится, если:
— работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
— оценка «2» ставится, если:
— допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тест оценивается следующим образом:
При оценке ответов учитывается:
- аккуратность работы
- работа выполнена самостоятельно или с помощью учителя или учащихся.
«5» — 86-100% правильных ответов на вопросы;
«4» — 71-85% правильных ответов на вопросы;
«3» — 51-70% правильных ответов на вопросы;
«2» — 0-50% правильных ответов на вопросы.
Нормы оценок рефератов учащихся по информатике.
Оценка «5» ставится, если:
• Содержание реферата соответствует теме;
• Тема раскрыта полностью;
• Оформление реферата соответствует принятым стандартам;
• При работе над рефератом автор использовал современную литературу;
• В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;
• В сообщении автор не допускает ошибок, но допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию учителя;
• Сообщение логично, последовательно, технически грамотно;
• На дополнительные вопросы даются правильные ответы,
Оценка «4» ставится, если:
• Содержание реферата соответствует теме;
• Тема раскрыта полностью;
• Оформление реферата соответствует принятым стандартам;
• При работе над рефератом автор использовал современную литературу;
• В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;
• В сообщении автор допускает одну ошибку или два-три недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если:
• Содержание реферата не полностью соответствует теме;
• Тема раскрыта недостаточно полно;
• В оформлении реферата допущены ошибки;
• Литература, используемая автором, при работе над рефератом устарела;
• В реферате не отражена практическая работа автора по данной теме;
• Сообщение по теме реферата допускаются 2-3 ошибки;
• Сообщение неполно, построено несвязно, но выявляет общее понимание работы;
• При ответе на дополнительные вопросы допускаются ошибки, ответ неуверенный, требует постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если:
• Содержание реферата не соответствует теме;
Ученик не представил рефератную работу соответствующую выбранной теме
Перечень ошибок
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.